Старинные гадания
Перед тем как приступить к описанию старинных гаданий, хотим еще раз напомнить вам простые, но необходимые правила, которым должен следовать каждый, кто решил совершить путешествие в будущее. Гадать можно только с чистыми мыслями. Нельзя относиться к искусству предсказания с пренебрежением или иронией. Перед проведением ритуала примите удобное положение, закройте глаза, расслабьтесь и скажите:
«Я направляю свои мысли и дела на благо всему живому. Я ни в чем не виновен (не виновна), и никто не виновен передо мною. Пусть я увижу то, что хочу увидеть, узнаю то, что хочу знать, то, что поможет мне в... (назовите вашу проблему)». Искренне, с верой и с любовью, прочтите молитву, которая вам нравится. Успех гадания зависит от того, сколько энергии вы в него вложите.
Старинные гадания содержат не только информацию о будущем, они также очень интересны с точки зрения изучения древней истории, культуры, ментальности и других вещей, которые нашли в таких гаданиях отражения. Трудно недооценивать значение таких гаданий для народа, создавшего их.
В состав святочных обрядов входит гадание, где по каким-либо особенным знакам, искусственным или естественным, стараются предузнать человеческий жребий, свое будущее.
В язычестве гадание составляло одно из главных обрядов богослужения; но когда язычники стали переходить в христианство, то гадание стало преследоваться под видом ворожбы, и если гадание и осталось в народе как сила привычки по праву давности, то как народная забава самое слово «гадание» сродно с еврейским словом Гад. Gad — так называлась богиня счастья, а по другим от санскритского Cad — исследовать, по третьим — Gadam — испытывать.
Самое же гадание в древности было служение богине Гаде (фортуне, богине счастья). Основываясь более на случайных, но естественных явлениях или знаках, открывали тайну, то есть что-нибудь угадывали. Ворожбою называлось действие сверхъестественных враждебных сил ко вреду одних или к пользе других, почему волхование, по толкованию Стоглава, называлось бесовским служением и имело одно и то же значение, что и колдовство, колдование, которым, по сказанию, занимались халдейские и другие волхвы.
Способы гадания бывают естественные или искусственные, какие встречаются не только у восточных народов, но и у греков, римлян и славян. Святочными гаданиями вообще занимаются вечером или ночью.
Старинные русские гадания. Когда и как гадать?
Есть все основания предполагать, что некогда существовал определенный годовой порядок повседневных, ритуальных, обрядовых и праздничных гаданий. В Древней Руси летосчисление велось не от Рождества Христова, а от сотворения мира, поэтому Новый год совпадал с астрологическим и отсчет нового календарного года начинался с марта, совпадая со временем пробуждения природы и новым циклом земледельческих крестьянских работ.
При Иване III, Великом князе Московском, последним месяцем года считался август, а Новый год начинался 1 сентября. Встречать Новый год в ночь с 31 декабря на 1 января начали в России всего лишь 300 лет назад при Петре I.
После принятия юлианского, а потом и григорианского календарей порядок гаданий перепутался, позабылся, кроме того, не следует забывать, что официальная церковь никогда не одобряла «языческие непотребства» и выступала против сохранения элементов языческой обрядности в народной культуре.
Славянский год начинался с Коляды или зимних святок и продолжался до Крещения. Вечером накануне Рождества (свадьба Дажьбога и Марены по языческому календарю) ходили по домам мальчишки и девчонки с «вертепом и звездою» - колядовали.
Читали стишки-щедровки, пели песенки-колядки, за это одаривали их гостеприимные хозяева подарками - сластями, а то и деньгами. Многие исследователи полагают, что коляды носили на Руси не только аграрно-магический и ритуально-поминальный, но и любовно-брачный характер.
Так как гадать на святки считалось к сватовству, сговоркам, рукобитию, отводинам и прочим предсвадебным, свадебным и послесвадебным обрядам.
Старинные праздничные русские гадания
Наши предки гадали во время крещенского сочельника (день Кащея и Белеса); на Масленицу - зимний языческий праздник поминовения, дошедший и до наших дней, - пекли блины, устраивали кулачные бои в память о предках, славили вступивших в брак и символически наказывали холостых и незамужних; потом был пост, совпадавший с языческими воспоминаниями-мифами о том, как шел Дажьбог в царство Кащеево за украденной Мареной; 11 февраля надень Белеса - «коровий праздник», замещенный днем «Власия - сшиби рог с зимы», гадали на животных, кормили коров хлебами и поили их крещенской водой; 18 февраля гадали на день Марены, замещенный днем святой Мариамны-праведной.
В народном календаре она была названа Маремьяной-кикиморой, «одноглазой», равнозначной языческой Марене-Марморе-Маре, а также кикиморе-судьбе. Сохранилось присловье, вспоминаемое в этот день: «Вздел Ярило зиму на вилы».
В первой половине марта закликали весну, гадали на комоедицы - праздник пробуждения медведя; всю весну славили Ладу, Лелю, Ярилу, а во второй половине марта поминали усопших, справляли тризны (причем во времена язычества само слово «тризна» имело значение, отличное от сегодняшнего «погребального пира», и означало «бой» или «ристание» - «дра-тися по мертвеци»).
Украинцы до сих пор называют четверг Великой недели «Навським Великднем», т.е. днем навьев - мертвецов.
4 июня на Ярилин день славили бога весеннего плодородия, устраивали празднества, подобные древнегреческим мистериям в честь Диониса. Наконец, с 19 по 24 июня праздновались русалии и день Ивана Купалы - кульминация языческой обрядности, - сопровождавшиеся ритуальными плясками, игрищами, танцами-хороводами, разжиганием костров, пусканием горящих колес, молениям духам вод, купанием в росах...
20 июля отмечался день Перуна с обильными жертвоприношениями, обрядом срывания венков - посвящением девушек в женщины.
В августе отмечались зажинки и дожинки, сопровождаемые разнообразными ритуалами аграрной магии - гаданиями и прочими действами, связанными с началом и окончанием жатвы.
В сентябре наступало время общинных пиров со славословиями Рода и рожаниц, с пением ритуальных песен и питьем меда из ходившей по кругу ритуальной чаши-чары, разнообразными гаданиями, жертвами богам хлебов и животных.
Так как гадать наши предки старались в праздники или накануне их, есть все основания предполагать, что «языческая пятница» была своего рода божеством и покровительницей духов усопших - вот почему главные, ритуальные гадания проводились в ночь с четверга на пятницу.
Многие исследователи видят в этом очередное доказательство двойственности славянских верований. Дело в том, что в европейской, да и в отечественной демонологии четверг считается наиболее благоприятным днем для контактов с «нечистой силой».
Вместе с тем обряд прикармливания и высматривания домового именно в четверг косвенно свидетельствует о том, что в языческой мифологии и магической практике этот день был посвящен духам жилища.
Не сохранилось особых указаний на предмет того, какие же места особенно подходят для гадальных ритуалов, вместе с тем наиболее пригодными считались нежилые темные места - овины, бани, чердаки и подвалы.
Известны гадания, которые надлежало проводить у деревенской околицы, на раскрестках, на росстанях, на погосте, на церковной паперти, на берегу реки, зимой - у проруби, у колодцев и водоемов...
Гадания на решете
1. Обыкновенно на решете гадают женщины замужние, и только в том случае, если кого-нибудь заподозрили в обмане или воровстве. Утверждают решето на большом пальце, после отводят руку в сторону и начинают произносить вслух подозрительные имена. На чьем имени решето шевельнется, тот и признается виноватым в содеянном.
2. Сверху решета привязывают ножницы, потом зовут двух человек, чтобы утвердили они концы-кольца на средних пальцах, после чего гадалка-ворожея начинает спрашивать: «Черный украл? Рыжий украл? Седой украл? Пегий украл?...» Стоит только решету завертеться - смотрят, после какого вопроса, после чего начинают толковать гадание и выяснять - кто правый, а кто - виноватый.
Гадание на псалтыри
В древней Руси вещими считали довольно интересные гадания на пcaлтыре, а делались эти гадания следующим образом:
1. Пишут вопрос на листке бумаги, произвольно открывают псалтырь и вкладывают в него записку, примечая псалом, на котором открылась книга. Берут ключ, вкладывают его в книгу - стержнем с вырезами внутрь, кольцом - наружу.
Крепко связывают веревкой или бечевой, чтобы псалтырь не раскрылся и ключ не выпал, привязывают кольцо к веревке и надевают на указательный палец гадающего.
После чего ворожея начинает читать известный ей псалом. Завертится псалтырь на пальце - гадание удалось, все сбудется к лучшему, не завертится - худой знак.
2. Гадающий задает вопрос, произвольно открывает псалтырь и читает открывшийся псалом, после чего ворожея-гадалка истолковывает ему прочитанное.
Гадание на бобах
Берут ровно сорок один боб и делят без счету на три части. Берут первую часть в левую руку, а правой отсчитывают по четыре боба, откладывая в сторонку, до тех пор, пока в руке не останется три, два или один боб. Остаток кладут в первую линию - рядом с первой частью.
Берут третью часть, отсчитывают по четыре боба и кладут остаток в первую линию - рядом с третьей частью. Составляют вторую линию из бобов, отлагаемых в сторонку, - и тоже в три порядка. Третью линию составляют тоже в три порядка, но без счету, - из бобов, оставшихся после первых двух линий.
Второй порядок в первой линии - это голова, третий порядок в первой линии - это рука; второй порядок во второй линии - сердце, третий порядок в третьей линии - ноги.
По «голове» судят о настроении и учености, по «руке» - о бедности или богатстве, по «сердцу» - о радости или печали, по «ногам» - о получении посылки, о предстоящем путешествии, об исполнении желаний.
Чет в гадательном порядке предвещает препятствие или преграду на пути исполнения желания, нечет - успех, удачу, благоприятствование в делах.
Гадание на воде
Обыкновенно гадают по понедельникам, однако лучшее время для гаданий - четверг. Используют водогадание главным образом для уличения похитителя-вора.
Собирают в одном месте заподозренных и подозрительных людей, ставят на стол чашку с водой, после чего водогадательница пишет имя каждого на листках бумаги и бросает записки в воду. Чья записка не потонет, а заскользит по поверхности, тот и признается виноватым.
Гадания о будущем молодоженов
«Скрыванье» - как приходит время молодым идти в подклеть (нижний этаж деревянного дома), в горнице дружка завертывает пирог в один конец полотенца, а другой - со стола опускает. По тому, как скатится пирог, угадывают, сын или дочь народятся: верхом вниз - дочь, вверх - сын. Вот почему и называют это гадание на рождение ребенка - скрываньем.
С помощью каравая можно провести простое гадание кто родится - спустятся молодые в подклеть и улягутся, так дружка каравай по горбу девкиному скатывает. Ляжет хлеб верхнейкоркой вниз - девка родится, нижней- парень.
Гадание на рождение ребенка за «красным столом» - на второй день свадьбы - за «красным столом» зачинает дружка хлеб рушить и на стол кидать. Упадет первый кусок горбушкой вверх - ждать им первенца-сына, вниз - дочь.
Гадание кто родится на калаче - берут молодые калач с обеих сторон и тянут в разные стороны. Чья половина больше окажется, тот и будет в семье верховодить.
Тещино гадание - ставят посреди невестина двора квашню, покрывают скатертью, кладут сверху хлеб и ставят склянку. Невестина мать встречает молодых, едущих из церкви, в вывороченной наизнанку шубе, сидя наухвате, кочерге илиже метле. Скачет навстречу им подвору с горшком с водой и овсом. Все это дарит она зятю. Тот должен вылить воду с овсом на гриву коня и отдать пустой горшок дружке. Бросит дружка горшок в сторону, и если он разобьется - сын первым родится, уцелеет - дочка.